Транспортные коммуникации Республики Узбекистан

              

           Узбекистан: долгая дорога к морю

      География во многом определяет возможности стран к развитию. В мире насчитывается более сорока государств, не имеющих прямого доступа к морским перевозкам, тем самым отрезанных от наиболее дешевого вида транспортных путей. И их торговые отношения во многом зависят от уровня развитости, транзитных возможностей и открытости стран-соседей, а главное — от политической воли. Особое значение придается этому вопросу и в Узбекистане.

Вдали от берега

      Так, Австрия, Швейцария и другие развитые страны Европы, не имеющие доступа к морю, решают свои проблемы благодаря созданной эффективной единой европейской наземной инфраструктуре. В отличие от других территорий Европа имеет разветвленную сеть речных перевозок, открывающих не прямой, но все-таки выход к морю.

     В то же время 32 развивающихся государства Африки, Азии, Европы и Южной Америки без доступа к морю с общим населением 440 миллионов человек являются самыми экономически уязвимыми и зависимыми.

       Их международная торговля зависит от транзита через другие страны. Необходимость пересечения дополнительных границ и преодоления больших расстояний до основных рынков вместе с обременительными транзитными процедурами и неадекватной инфраструктурой существенно увеличивает общие расходы на транспортное обслуживание и другие операционные издержки, что приводит к снижению конкурентоспособности развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, замедляет их экономический рост и в итоге отрицательно сказывается на их способности обеспечивать устойчивое развитие.

      Страны без доступа к морю практически во всех сферах отстают от стран с береговой линией по общим макроэкономическим показателям, торговой и структурной диверсификации, способности поддержки торговли, инфраструктуры, социальному развитию, качеству государственного управления и экологии. Такие государства сильно зависимы от транзитных перевозок грузов по соседним территориям, что накладывает дополнительную стоимость на начальные цены экспортируемых и импортируемых товаров. Чтобы конкурировать на внешнем рынке, страны вынуждены в ущерб своим интересам снижать цены, идти на достаточно дорогие импортные сделки.

Трудная альтернатива

     Удаленность — ключевой фактор расчета временных и денежных расходов на транспортировку, но не для стран без доступа к морю. Отсутствие региональной инфраструктуры, которая бы связывала их между собой и странами-соседями, способными поделиться своими транзитными возможностями, обуславливает появление барьеров, влияющих на время оформления и пропуска грузов через границы. По данным Всемирного банка, этот временной показатель в среднем вдвое ниже для стран с береговой линией.

    Часто вкупе с дополнительными задержками перевозчикам приходится мириться с дополнительными административными сборами, связанными с переходом тех или иных границ. Специалисты Всемирного банка отмечают, что стоимость доставки импортируемого груза из стран без доступа к морским путям в среднем в два раза превышает расходы по грузоперевозкам их прибрежных соседей. Эти затраты, разумеется, перекладываются на потребителей.

      Воздушные перевозки также не могут служить адекватной заменой морским ввиду своей дороговизны. У них недостаточно согласованы правила и процедуры трансфера грузов, а объем трансграничных инвестиций и ¬участие частного сектора ограничены. Под влиянием всех реалий структура экспорта большинства таких стран все больше характеризуется ограниченным ассортиментом товаров, в частности, сельскохозяйственных продуктов и минеральных ресурсов.

     Этот факт подтверждается показателями индекса экономической комплексности (ECI), который оценивает уровень производственного разнообразия по отношению к другим странам. Доля этих товаров в экспорте на данный момент составляет от 33 процентов до 95,6.

Инфраструктура для сотрудничества

      В 2003 году в Алматы на Международной конференции министров развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и развивающихся стран транзита и стран-доноров и представителей международных учреждений, занимающихся вопросами финансирования и развития, была разработана Алматинская программа действий. Она принята в целях удовлетворения особых потребностей стран в новых глобальных рамках для сотрудничества в области транзитных перевозок. В ней обозначены меры укрепления правовых рамок, регулирующих транзитные транспортные операции, поощрения сотрудничества железнодорожных сетей, содействия осуществлению дорожных транзитных операций, взаимной торговли.

        Программа заложила основу для установления партнерских взаимоотношений между странами, не имеющими выхода к морю, и странами транзита. В десятилетний срок был достигнут умеренный экономический рост со среднегодовым увеличением показателей ВВП на 4,5 процента и увеличением на 6,5 процента после 2013 года.

        Логическим продолжением плана стало принятие Венской программы действий для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, на десятилетие 2014–2024 годов. Ее документы последовательно имплементируются в Узбекистане, равно как и во всех 32 развивающихся странах, не имеющих выхода к морю.

    Перед Центральноазиатским регионом поставлены задачи по обеспечению свободного и доступного выхода к морским перевозкам, сокращению операционных и транспортных издержек, связанных с пересечением границ. Кроме ценовых изменений, определен план пересмотра порядка прохождения административных проверок для грузов и процесса регистрации с целью сокращения временных затрат. Это диктует необходимость расширения ныне действующей транзитной инфраструктуры.

Реальные шаги

     Узбекистан, деля все свои границы со странами Центральноазиатского региона, также не имеющими прямого доступа к морскому сообщению, является одним из двух государств в мире, которое не только не имеет выхода к морю, но и граничит со странами, не имеющими выхода к морским путям.

       До 1991 года в Узбекистане ни автомобильный, ни железнодорожный, ни воздушный транспорт не имели выхода к южным, западным и восточным международным транспортным коридорам. Доступно было только северное направление. Это ограничивало сообщения не только с внешним миром, но и внутри страны.

      За прошедший период проделана большая работа по формированию современной дорожно-транспортной инфраструктуры, открытию новых путей к мировым рынкам, созданию современных транспортных коммуникаций, связывающих нашу страну с другими регионами мира. Большое внимание было уделено строительству железных дорог и созданию единой железнодорожной сети Узбекистана. Первым шагом стало строительство железнодорожной линии Навои — Учкудук — Султонувайстог — Нукус протяженностью 700 км, а также единственного в Центральной Азии современного совмещенного железнодорожно-автомобильного моста длиной 681 м через Амударью. Далее была построена железнодорожная линия Ташгузар — Байсун — Кумкурган протяженностью 223 км, позволившая сократить расстояние грузовых и пассажирских перевозок до 170 км и освободившая нас от необходимости платить за транзит, напротив — зарабатывать на нем.

      В последние годы в Узбекистане проложена новая железнодорожная сеть общей протяженностью более 1 200 км, модернизировано и реконструировано свыше 3 800 км дорог, электрифицировано почти 1 100 км железнодорожных магистралей. В результате общая протяженность железных дорог, охвативших все регионы нашей страны, составила 6 500 км.

        Важный ресурс в развитии международных сообщений — автотранспортные магистрали. Только в прошлом году было реконструировано почти 256 километров автодорог, капитально отремонтировано 94,4 километра автодорог международного и государственного значения. В настоящее время общая протяженность сети автомобильных дорог в республике превышает 183 тысячи километров. Из них более 42,6 тысячи километров — автодороги международного, республиканского и местного значения. Сюда же входит и Узбекская национальная автомагистраль, длина которой около трех тысяч километров.

      В нынешнем году 25 лет отметила Национальная авиакомпания Узбекистана. За прошедшие годы в отрасли реализовано множество крупных проектов. Модернизирована наземная инфраструктура аэропортов, полностью обновлен авиапарк воздушных судов и освоены новые самолеты. Открыты новые маршруты, построены терминалы и аэровокзалы с высокой пропускной способностью, внедрены передовые технологии. Сегодня все 11 аэропортов республики имеют статус международных.  Авиалайнеры Узбекистана регулярно приземляются и взлетают более чем в 50 городах Европы и Азии, выполняют чартерные рейсы от Аляски до Новой Зеландии.

Новые возможности и перспективы

    Региональная интеграция, последовательная и согласованная региональная политика открывают для Узбекистана возможности для укрепления связей в области транзитных перевозок и обеспечивают расширение торговли внутри региона, согласование общей нормативной политики, сотрудничество пограничных органов и согласование таможенных процедур.

       Стимулом к расширению торговой активности является постепенное развитие целостной качественной региональной инфраструктуры. В настоящее время Узбекистан, к примеру, делает ставку на более технологичный уровень производства и уход от ресурсной зависимости внешней торговли. Так, поставлена задача по налаживанию поставки на экспорт уже переработанной хлопковой пряжи и готовой текстильной продукции. Этот более ориентированный на развитие метод реализации внутренних ресурсов принесет стране больше прибыли, нежели сырьевая торговля.

        Наша страна предпринимает эффективные меры по обеспечению экономического развития и роста, несмотря на имеющиеся ограничения во внешней торговле. Свыше десяти лет подряд темпы роста экономики стабильно держатся на отметке восемь процентов. Задействуются все имеющиеся возможности для увеличения объемов экспорта. Большое значение придается региональному сотрудничеству, развитию взаимной торговли.

     Практическим шагом на пути к формированию эффективной инфраструктуры стало создание на территории регионов республики свободно-экономических зон. Так, в СЭЗ «Навои» международный интермодальный центр логистики, образованный на базе аэропорта «Навои», является одним из крупнейших и наиболее высокотехнологичных авиагрузовых комплексов региона. Сегодня он соединяет Узбекистан с основными логистическими центрами Евразии — Франкфуртом, Миланом, Брюсселем, Веной, Осло, Базелем, Сарагосой, Дубаем, Дели, Тегераном, Инчоном, Тяньцзинь, Ханоем и Шанхаем.

   В июне прошлого года был реализован крупнейший проект узбекско-китайского сотрудничества — запуск электрифицированной железнодорожной линии Ангрен — Пап и тоннеля Камчик. Как отмечалось на церемонии открытия, это великое достижение узбекско-китайского взаимодействия в области создания экономического проекта Шелкового пути, новый стимул для развития дружбы и сотрудничества между нашими народами. Строительством дороги, по сути, завершено формирование единой целостной системы железнодорожного сообщения Узбекистана. Линия Ангрен — Пап обеспечит перевозку более десяти миллионов тонн грузов с сокращением времени и расходов на перевозку в несколько раз, что будет способствовать устойчивому развитию экономики Узбекистана. Ввод в эксплуатацию этой железнодорожной линии кардинально повышает транзитное значение Узбекистана, и в перспективе она может стать ключевым элементом важнейших международных транспортных коридоров, частью одного из проектов «Экономического пояса Шелкового пути».

     «Развитие дорожно-транспортного сообщения — одно из важных направлений экономического проекта Шелкового пути — является приоритетом нашего двустороннего сотрудничества, — сказал тогда Председатель КНР Си Цзиньпин. — Мы придаем большое значение Узбекистану как региональному транспортному узлу и заинтересованы в наращивании сотрудничества с узбекскими партнерами в этой области, непрерывном укреплении инфраструктурных взаимосвязей в регионе, чтобы создать наилучшие условия для развития обеих стран».

   Во время государственного визита 6—7 марта 2017 года в Туркменистан Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписали Совместное заявление, в котором главы государств высоко оценили открытие автомобильного и железнодорожного мостов Туркменабад — Фараб. Их использование позволит повысить транзитный потенциал двух стран и создаст благоприятные условия для кратного увеличения объемов перевозки грузов транзитом через Туркменистан и далее Транскавказский транспортный коридор в страны Южной и Центральной Европы, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.

      Особо отмечена важность практической реализации договоренностей по развитию международного транспортного коридора Узбекистан — Туркменистан — Иран — Оман, который в равной степени отвечает экономическим интересам всех государств-участников.

     Стороны подчеркнули значимость проведенного 1—2 марта 2017 года в Ташкенте первого заседания Рабочего комитета по реализации Соглашения о создании данного транспортного и транзитного коридора. Благоприятные условия и предоставленные взаимные преференции на транзит внешнеторговых грузов по территориям двух стран в 2017 году позволят обеспечить эффективную загрузку транспортных коммуникаций и инфраструктуры, а также придадут возможность формировать ясные и четкие перспективы для предприятий в обеспечении дальнейшего наращивания перевозок и привлечения дополнительных объемов грузов.

     С целью повышения конкурентоспособности и привлекательности международных транспортных маршрутов, пролегающих через территории двух стран, стороны согласились продолжить системное взаимовыгодное сотрудничество, направленное на дальнейшую оптимизацию тарифов и предоставление преференциальных условий при транзитных перевозках внешнеторговых грузов.

       22—23 марта Президент Шавкат Мирзиёев побывал с государственным визитом в Казахстане, где также в ходе переговоров подписана Совместная декларация о дальнейшем углублении стратегического партнерства и укреплении добрососедства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан. В ней подчеркивается приоритетный характер двустороннего сотрудничества в сфере транспорта и развития транзитных коридоров, обеспечивающих кратчайший и эффективный выход на внешний рынок.

       Стороны отметили, что установление железнодорожными администрациями двух стран взаимных преференций и дополнительных скидок на осуществление транзитных перевозок внешнеторговых грузов по своим территориям позволит кардинально расширить сотрудничество в данной сфере и привлечь значительные объемы транзитных грузов. Отмечается заинтересованность в скорейшей реализации проекта реконструкции автомобильной дороги Бейнеу — Акжигит — граница Узбекистана, а также других совместных проектов, обеспечивающих альтернативный доступ стран региона к международным морским коммуникациям и перспективным рынкам.

       На встрече глав государств особо отмечалось, что сфера транспортных коммуникаций — одно из приоритетных направлений развития партнерства.  Взаимно интегрированы автомобильные и железные дороги наших стран. Эта важная транспортно-коммуникационная сеть также выполняет транзитную функцию для третьих государств. Открытие проходящей по территории Мактааральского района Казахстана автомобильной дороги, связывающей Ташкент и Самарканд, пуск скоростного поезда Ташкент — Алматы и автобусных маршрутов между городами двух стран еще больше усилят транспортные связи между нашими странами, послужат развитию межрегиональных контактов, торговли и туризма.

   Определенная Стратегия действий Узбекистана подтверждает намерение последовательно продолжать создание и развитие государственных и региональных платформ для обеспечения устойчивого роста экономики. Без выхода к морю освоение альтернативных путей интеграции является для нашей страны важнейшей задачей, определяющей будущее Узбекистана.

       Известно, что Узбекистан был знаменит с древних времён, как государство, расположенное на Великом шёлковом пути, соединяющие Запад и Восток. На сегодняшний день этот древний путь продолжает существовать в новом виде, связывая народы. В настоящее время модернизация экономики страны и обновление, формирование качественно новых структур, комплексное развитие регионов связано с улучшением транспортно-коммуникационной системы.

     © Агентство новостей «Podrobno.uz»   Материал подготовил(а): Ходжиакбар Ганиев


Становление транспортной коммуникации Узбекистана.

      С первых лет независимости Узбекистана существовала необходимость улучшения транспортных и коммуникационных систем для решения проблем, оставшихся от тоталитарного режима. Это проблемы железной дороги, ведущей в Сурхандарьинскую область и Республику Каракалпакстан через территорию Туркмении, устранение этого, строительство и реконструкция автомобильных дорог, отвечающих мировым стандартам, улучшение авиационной структуры.

        Для решения вышеуказанных проблем были определены стратегические направления реформирования транспортной системы, и в стране была начата работа по созданию комплексной национальной транспортной системы. Была заложена основа для развития всех направлений отрасли- железной дороги, автомобильного и авиационного транспорта. Были поставлены задачи для повышения конкурентоспособности автомобильных и железнодорожных дорог.

       Чтобы повысить роль Республики Узбекистан в Центральной Азии, развивая различные области, экономические отношения с соседними государствами была разработана национальная программа на период 1995-2010 года. В рамках этой программы с 1996 года начата реконструкция линии «Ташкент-Андижан-Ош», более 100 километров которой находится на горных участках, в районах «Камчик» и «Резак» начато строительство туннелей. Проведены различные работы на трассе «Термез-Ташкент-Бишкек-Алма-ата» и «Самарканд-Бухара-Ашхабат-Туркменбаши», проходящей через территорию нашей республики. Завершено строительство 340 километрового участка автодороги «Кунграт-Бейнов», связывающего Республику Узбекистан с Российской Федерацией через Казахстан.

   В целях продолжения строительных работ принятая в 2011-2015 годах программа по развитию строительства транспортной и коммуникативной инфраструктуры дала возможность развитию производства, транспорта, инженерной инфраструктуры в регионах и в целом по стране. Согласно этой программе в 2012 году было завершено строительство и реконструкция около 500 километров четырехголосных автомобильных дорог.

   Известно, что Центральная Азия считается неотъемлемой частью мировой транспортно-коммуникативной системы. В этом регионе со стороны Узбекистана внесен большой вклад в модернизацию и открытие новых международных дорог.

       Были намечены стратегические направления для формирования целостных железнодорожных узлов в стране. В этом направлении в 1994-2001 годах было завершено строительство железной дороги «Навои-Учкудук-Нукус» протяженностью почти в 700 километров. В результате этого в первые же годы эксплуатации железной дороги в Республику Каракалпакистан и Хорезмскую область стали поставляться товары народного потребления в большом количестве.

         В целях дальнейшего совершенствования железнодорожных узлов в стране была построена железная дорога «Гузар-Байсун-Кумкурган».

   24 августа 2007 года Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на торжественной церемонии открытия железнодорожной линии «Ташгузар-Байсун-Кумкурган» отметил: «В самом сердце пустыни, среди многолетних гор работая днём и ночью, возведена железная дорога длиной в 223 километра и сдана в кротчайшие сроки, в общей сложности за 33 месяца принятия в эксплуатацию, опережая сроки на два года. Это без сомнения большое событие в истории нашей страны».

       Важной частью этих достижений является то, что узбекский народ ещё раз продемонстрировал свою мощь и на то что он способен. Это можно увидеть на примере новых 6 станций Ташкурган, Дехканабад, Окрабат, Дарбанд, Байсун и 9 платформ и остановок, построенных на высоте 1800 метров над уровнем моря среди горной местности, в летнюю жару, зимнюю стужу железной дороги.

     То, что этот проект составлен на уровне требований времени показывает наличие на всех станциях объектов, обеспечивающих безопасность движения, введенные в эксплуатацию школы, медицинские учреждения, подведены системы водоснабжения и газоснабжения.

        В период строительства железной дороги «Ташгузар-Байсун-Кумкурган» было построено 43 железнодорожных моста и путепроводов, созданы другие сложные инженерные конструкции. 9 из мостов построены на высоте 1500 метров над уровнем моря, что не наблюдалось ранее на практике в Узбекистане.

       Строительство этой линии и сдача в эксплуатацию имело большую роль в развитии республики. Эта дорога стала артерией, давшей возможность создать единую железнодорожную сеть, соединяющую южные регионы Кашкадарью и Сурхандарью с другими областями.

       Эта дорога повысила возможность для выхода в Индийский океан, порты южной и Юго-Восточной Азии через трансафганский коридор, увеличить экспортные возможности и расширить транзит через нашу страну.

      В результате запуска данной железнодорожной линии было создано 2,5 тысячи новых рабочих мест для грузовых и пассажирских перевозок, для управления железнодорожных перевозок и обеспечения безопасности на путях. Дополнительно получили рабочие места более 4 тысячи человек на созданных предприятиях и пунктах обслуживания, особенно в малом бизнесе и в частном предпринимательстве.

       В регионе появилась новая возможность для освоения подземных природных ресурсов. Социально-экономическая жизнь радикально изменилась в Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях, улучшилось благосостояние населения. Расстояние грузовых и пассажирских перевозок сократилось до 170 километров, а время на 7 часов. В результате транспортировка местных грузов и объём транзита заметно увеличился. Из 5 миллионов тонн перевезённых грузов в прошлом году, 4 миллионов тонн пришлось на транзитные грузы.

       В 2013 году под руководством Президента Республики Узбекистан начат ещё один огромный проект электрифицированной железной дороги «Ангрен-Пап», протяженностью в 125 километров. Его завершение планируется к 2016 году. В будущем железная дорога соединит регион Ферганской долины с другими областями страны, а также повысит транзитный потенциал страны, связав Европу и Китай.

       В годы независимости уделяется большое внимание на электрификацию железной дороги. За прошедший период электрифицированы пути «Хавас-Бекабад» и «Хавас-Джизак», планируется завершить раньше срока электрификацию путей «Мараканд-Карши». Начали курсировать скоростные электропоезда Ташкент-Самарканд-Бухара. Появилась возможность снизить расходы на 20% и увеличить в 1,3 раза скорость пассажирских и грузовых перевозок. Был запущен первый скоростной поезд в Центральной Азии, связывающий города Ташкент и Самарканд «Afrosiyob».

       Гражданская авиация имеет особое место в интеграции нашей страны с международным сообществом, при создании эффективного двухстороннего сотрудничества со многими странами мира.

       В первые же годы независимости были намечены стратегические направления для развития гражданской авиации. Как отметил наш Президент: «Учитывая огромные возможности авиации для выхода на мировой рынок и несмотря не трудности переходного периода, мы дали приоритет развитию этого сектора».

       Наряду с обновлением парка воздушных судов соответственно с требованием времени, проведены работы по радикальной реконструкции аэропортов и реформа системы управления воздушного движения.

       В Узбекистане сравнительно за короткий промежуток времени была создана база на основе международных стандартов и передовых технологий по подготовке высококвалифицированных пилотов и технического персонала.

       Самолёты НАК «Узбекистон хаво йуллари» стали совершать рейсы более чем в 40 аэропортов различных стран. Глубокие изменения в области авиации повлияли на укрепление экономики, повышение репутации нашей Республики на мировой арене.

       Проведение глубоко продуманной, долгосрочной стратегии для развития авиации стало фактором, чтобы национальная авиакомпания заняла достойное место в сфере международных авиаперевозок и технического обслуживания. Международные органы авиации несколько раз награждали за безопасность авиаперевозок, качественное их проведение, обслуживание авиатехники с использованием новейшей технологии, за подготовку квалифицированных кадров.

        За годы независимости авиакомпании была оснащена современными самолетами. Правительство Узбекистана помогло приобрести такие современные самолёты, как «Боинг-757», «Боинг-764», «А-310», «RS-85». Авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» в год совершает 75 тысяч транзитных рейсов. А также действующей в составе авиакомпании единственной в Центральной Азии центр по техническому обслуживанию авиационной техники последнего поколения предоставляет услуги 320 иностранным самолетам.

        Модернизованы по требованиям международного стандарта 11 аэропортов (в городах Ташкент, Нукус, Самарканд, Бухара, Ургенч, Термез, Карши, Наманган, Андижан, Фергана и Навои). Аэропорт Ташкента считается самым крупным аэропортом в Центральной Азии. Аэропорты Бухары, Самарканда и Ургенча также владеют статусом международного аэропорта.

       Действующей в республике международный интермодальный логистический центр «Навои» и логистический центр «Ангрен» имеют большие возможности. Нужно отметить, что на территории государств СНГ международный интермодальный логистический центр «Навои» единственный и занимается загрузкой, разгрузкой товаров, их разноской и размещением в складах за короткие сроки. Оснащенный современными аэронавигационными устройствами международный интермодальный логистический центр, несмотря на погодные условия, стал способен принимать различные виды авиалайнеров. В 2011 году через этот логистический центр доставлено более 50 тысяч тонн груза в различные страны.

      В заключении можно сказать, что несмотря на финансовые трудности, сложную экономическую ситуацию в Узбекистане с первых лет независимости на реформу транспортной системы были выделены огромные средства.

       В целом, за годы независимости для развития транспорта и коммуникационной системы была сделана большая работа стратегического развития. В республике обеспечена самостоятельность транспорта и создана национальная система, связывающая все регионы республики между собой. Созданная в стране эффективная транспортная система служит фактором для развития внешнеэкономических связей и интеграции с другими странами.