Уникальный музей под открытым небом

Как известно, ежегодно 18 мая широко во всем мире отмечается Международный день музеев. Сегодня очень и очень многолюдно в единственном в Центральноазиатском регионе музее под открытым небом – Музее железнодорожной техники. Он находится в ведении АО «Узбекистон темир йуллари» и расположен в центре Ташкента.

На сегодняшний день в музее представлено более сорока пяти экспонатов, среди которых 12 паровозов различных модификаций, локомотивы производства России, Германии, США, Чехословакии и других стран начала XX века. Здесь также находятся 18 тепловозов, 3 электровоза, различные типы вагонов и самые интересные образцы ремонтно-строительной техники прошлого века.

– В течение всего года этот уникальный музей посещают школьники, студенты из разных регионов нашей республики иностранные туристы, которые знакомятся с историей среднеазиатской железной дорогой, – говорит директор музея Хужаев Сойибжон Толибович . – Они с большим интересом и трепетом изучают уникальные экспонаты. Катаются на экскурсионном поезде, оставляют комментарии в книге отзывов, фотографируются на память и снимают видеоролики.

Экспозицию музея открывает первый магистральный пассажирско-транспортный паровоз «Су», («С» – означает Сормовский завод, буква “У”– означает усиленный) паровоз, который помог вывозить раненых и детей с Великой Отечественной войны в тыл фронта. Паровозы этой серии выпускались с 1910 года. За ним следует менее крупный 9П – промышленный Локомотив, выпускавшийся с 1936 по 1956 год. Паровозы этой серии получили название «танк-паровоз», так как эти локомотивы предназначались для выполнения маневровой работы на промышленных предприятиях, в локомотивных депо, на угольных складах и в других районах.

Следующая экспозиция музея «Ф. Д.» – «Феликс Дзержинский», первый тип паровоза, получил прозвища Федя, Федюк, Феликс. Выпускался на Луганском паровозостроительном заводе до 1931-1941 годов и был связан с индустриализацией. Это был также грузовой паровоз ФД 20 № 4228 (Феликс Дзержинский), изготовленный в 1931 году. Скорость составляла 65 км/ч, мощность-2300 лошадиных сил. Стоит отметить, что на проектирование и постройку первого локомотива этой серии ушло рекордно короткое время 170 дней, и это, несмотря на то, что было применено множество нововведений, в корне изменило школу локомотивостроения.

Паровозы серии ЕА в производстве с различными индексами, представленные в музее, были заказаны Америке в 1943-1944 годах во время Второй мировой войны на основе бывших союзных чертежей. Даже сейчас в музее хранится захваченный немецкими войсками грузовой паровоз ТЭ5200 1943 года выпуска (скорость 80 км/ч, Мощность 2000 лошадиных сил).

Завершает экскурсию паровоз Р36. Его еще называют паровозом победы. Выпускался на Коломенском заводе с 1950 по 1956 год.

Сегодня руководством АО «Узбекистон темир йуллари» принимаются необходимые меры для сохранения и широкой демонстрации музейных памятников. Это играет важную роль в расширении кругозора, повышении духовности, интеллектуального и нравственного уровня молодежи, сохранении её культурного наследия и повышении интереса к железнодорожной сфере.

Информационно-аналитический медиа центр

0
0

Использование материалов официального сайта АО «Узбекистон темир йуллари», в том числе републикация, возможно только при выполнении условий.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ УКАЗАННЫХ УСЛОВИЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН