Телефон доверия (+998 71) 237-99-98Пн. - Пт. с 9-00 по 18-00

Справочная ж/д вокзала 1005круглосуточно

Тарифный калькулятор

12:13:49 (GMT +5), пятница, 19 апреля 2024

«Узбекистон темир йуллари»: Развитие, достижения и перспективы в годы Независимости

29 ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ УЗБЕКИСТАНА
«Узбекистон темир йуллари»: Развитие, достижения и перспективы

«Узбекистон темир йуллари» сегодня – это отрасль экономики страны с динамикой развития, которая имеет небывалый тепм и чётко обозначена в различных направлениях деятельности. Главные целевые ориентиры направлены на реализацию масштабных проектов по строительству новых железных дорог и модернизацию имеющихся, удовлетворение потребности народного хозяйства и населения в грузовых и пассажирских перевозках, возведению мостов и путепроводов, созданию новых современных производственных и социально значимых предприятий, развитию промышленного сектора. 

Всё это результат последовательной и системной работы многотысячного коллектива – АО «Узбекистон темир йуллари». Через Узбекистан проходят основные транзитные коридоры, соединяющие Евразийский континент с Севера до Юга, с Востока до Запада.  На сегодняшний день общая протяженность основных линий АО “Узбекистон темир йуллари” составляет свыше 7,500 км. По объемам грузооборота в мире Узбекистан входит в число стран-лидеров. Далее представим хронологию развития отрасли и реализацию крупномасштабных проектов в железнодорожной сфере и её структурных подразделений.

- В годы Независимости Узбекистана, первым, крупномасштабным проектом стало строительство железной дороги «Навои – Учкудук – Султонувайстаг – Нукус». Несмотря на сложную в то время экономическую ситуацию данный проект в 2001 году был успешно реализован и достигнута связь северных регионов с центром нашей республики. Совмещенный автодорожный и железнодорожный мост возведённый над рекой Амударья связал Хорезмскую область с другими регионами страны. 


- Ещё одним стальным прорывом стала железнодорожная линия «Ташгузар – Байсун – Кумкурган», которая пересекает горный хребет высотой 1800 метров. Проект, в 2009 году, полностью реализован силами предприятий железнодорожной отрасли Республики, что позволило обрести и обогатить опыт выполнения строительно–монтажных работ в непростых природно–климатических условиях и, в буквальном смысле пробить сквозь горы путь к новым возможностям в развитии экономики страны. Этот проект позволил сформировать Трансафганский железнодорожный коридор, логическим продолжением которого стало строительство первой в истории Афганистана 75 километровой железнодорожной магистрали «Хайратон – Мазари-Шариф». Но главное, она позволила положить начало реализации нового транспортного проекта, это – строительство железной дороги "Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар" с выходом на Пакистан, Индию и далее на Юго-Восточную Азию. Так называемый «Кабульский коридор» также позволит государствам Южной Азии получить  возможность выхода на рынки СНГ и Европы. В настоящее время в рамках пятисторонних встреч главы железнодорожных ведомств Узбекистана, Афганистана, России, Казахстана и Пакистана уже приступили к его обсуждению, создана рабочая группа по реализации проекта.

- Новое время, новые горизонты, новые скорости.  Начало одному из крупных проектов, минувших 29 лет, дал 2008 год, когда  был подписан контракт с испанской компанией «Тальго» на приобретение двух высокоскоростных пассажирских электропоездов. Таким образом, в Центрально-азиатском регионе впервые организуется движение в режиме ускорения и в октябре 2011-го первый высокоскоростной маршрут пролегал от Ташкента до Самарканда. В настоящее время в Узбекистане курсируют четыре красавца «Afrosiyob» в такие города как, Бухара, Карши и Шахрисабз. В ближайшие два года планируется поставка ещё двух составов. Таким образом, парк высокоскоростных маршрутов пополнится до шести. Следует отметить, что на сегодняшний день современная высокоскоростная техника этой модификации эксплуатируется всего в восьми странах мира.

- 2015 год стал началом проекта «Строительство первого этапа линии «Бухара – Мискен» и весной 2018 года состоялось торжественное открытие новой железной дороги. В перспективе, по этому направлению планируется налаживание движения высокоскоростных поездов “Afrosiyob”, что позволит создать благоприятные условия для нового туристского маршрута, оптимизировать существующие туристские туры, объединяющие в единое транспортное направление города Ташкент, Самарканд, Бухара и Хива.

- В августе 2016 года состоялся пуск новой электрифицированной железнодорожной линии Ангрен – Пап, протяжённостью 123 километра 100 метров. Уникальностью данного проекта является то, что новая линия, пролегающая через горный массив со сложным рельефом на высоте 2200 метров над уровнем моря, включает в себя тоннель длиной в  19,1 км. Его строительство велось совместно с китайскими партнерами. Проектирование базировалось  на  последних достижениях сооружений подобного типа. Потенциал новой дороги раскрывает новые горизонты. Не случайно в народе железную дорогу «Ангрен – Пап» назвали «дорогой жизни». Этот отрезок пути – неотъемлемая часть транзитного коридора «Китай – Центральная Азия – Европа». 


- Преддверие празднования 29 годовщины Независимости, 29 августа, ознаменован вводом в эксплуатацию двух новых станций метро «Туркистон» и «Юнусабад» на продлённой Юнусабадской ветке Ташкентского метрополитена и отрезка новой кольцевой линии надземного метро (эстакадного), которое к слову, на сегодняшний день является единственным в Центральной Азии. 


- 30 августа 2020 года жителям и гостям Ферганской долины, а это три области региона, запомнится как исторический. В этот день состоялся запуск первого пассажирского поезда по кольцевой железнодорожной линии Золотой долины, общей протяжённостью 331,6 км. В ходе реализации проекта строительства новой электрифицированной железнодорожной линии Ангрен – Пап в 2016 году была  электрифицирована железная дорога в Андижан через Коканд и Маргилан. В 2019 году завершился 2 этап проекта – электрификация железной дороги Пап – Наманган. И в конце августа текущего года замкнув кольцевую завершились работы 3 этапа – электрификация железной дороги Наманган – Андижан. Теперь в регионе для удобства жителей будут курсировать пригородные электрички, что позволит развитию внутреннего сообщения между городами долины.    

Производство на основе современных реалий, требований и технологий

Значение железнодорожного транспорта наряду с указанными  достижениями в годы Независимости характеризуется также ведущими успехами предприятий отрасли, которые направлены на решение важнейших приоритетов отрасли это – обновление парка локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, модернизацию подвижного состава, модернизацию реконструкцию и совершенствование инфраструктуры. 

На предприятиях АО «Узбекистон темир йуллари» освоен серийный выпуск современных пассажирских и грузовых вагонов отвечающих международным стандартам и требованиям. Пассажирские плацкартные, купейные, сидячие вагоны с кондиционированием воздуха, а также наиболее востребованные виды грузовых вагонов – крытые, полувагоны, цистерны для нефтепродуктов и другие. Немаловажное значение придаётся вопросу дальнейшего развития импортозамещения и локализации производства. В частности, запасных частей, узлов и деталей для подвижного состава и строительства железнодорожной инфраструктуры. 

В книге истории железных дорог последние 29 лет ознаменованы тем, что в Узбекистане заложены основы тяжелого машиностроения. Промышленно-производственная отрасль сегодня - это унитарное предприятие «Узтемирйулмаштаъмир» и его дочерние предприятия «Литейно-механический завод» и «Андижанский механический завод», Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов, «Узремвагон», Ташкентский механический завод, ОАО «Ташжелдорпроект», АО «Узжелдорконтейнер», УП «Узбекжелдорэкспедиция», АО «Йулрефтранс» и другие. А также два крупных строительных треста «Куприккурилиш» и «Узтемирйулкурилишмонтаж».

Определённый вклад в содействие по развитию инфраструктуры железнодорожной отрасли вносит узбекско–китайское совместное предприятие UzXCMG, образованное на базе экскаваторного завода в Ургенче. Основная деятельность производства – выпуск различных видов гидравлических экскаваторов и бульдозеров, а также строительной техники, которая широко применяется в строительстве при реализации крупнейших проектов. 

В целях дальнейшего расширения производственных мощностей промышленных предприятий машиностроительной, вагоностроительной, автомобилестроительной, химической, нефтегазовой и строительной отраслей, создания собственного металлургического комплекса за счет организации современного сталеплавильного производства с использованием местного сырья осуществляется реализация инвестиционного проекта «Строительство горно-металлургического комплекса на базе месторождения Тебинбулак».

Трест «Куприккурилиш», который также входит в состав АО «Узбекситон темир йуллари», на сегодняшний день является флагманом узбекского мостостроения. Имеет богатейший опыт в строительстве мостов, путепроводов, тоннелей и других искусственных сооружений. Кроме железнодорожной отрасли, участвуя в реализации крупных проектов, Трест вносит достойный вклад в развитие транспортной инфраструктуры столицы. В частности, сданная в эксплуатацию, в 2015 году, крупнейшая транспортная развязка на пересечении ул.Г.Гуляма и А.Кадыри, путепроводы на пересечении улицы Мукими и Шота Руставели, возле станций метро «Новза» и «Мирзо Улугбек», дорожная развязка на площади Актепа, реконструированы авто- и железнодорожный путепровод пересекающих улицу Тараккиёт, трёхуровневая дорожная развязка на пересечении Ахангаранского шоссе и улицы Махтумкули – всё это результаты созидательного труда Треста «Куприккурилиш». Продолжаются работы по небывалому ранее строительства – возведению уникальной надземной (эстакадной) кольцевой линии Ташкентского метрополитена, которая призвана улучшить логистические задачи и упростить автопоток в целом, на загруженном участке города. Расстояние пролегающей по периметру столицы линии почти 55 км, на ней будут расположены 35 станций. Строительство линии началось в 2017 году. На первом отрезке «Дустлик-2» – «Куйлюк»  протяженностью 11 км построено 7 станций. После завершения всех пяти этапов строительства протяженность линии с 35 станциями составит 55 км.

Новая линия метро – новые подвижные составы. На Ташкентской кольцевой линии метро будут курсировать современные и высококачественные вагоны для метрополитена со всеми удобствами для пассажиров. Пилотная поставка из России пяти современных составов в 4-х вагоном исполнении уже состоялась. Всего, в перспективе планируется приобретение более 45 подобных поездов.  

Созидательная работа «Узбекистон темир йуллари» покоряет и высоту. Задача по реализации строительства современного аэропортового комплекса гражданской (деловой) авиации в Ташкенте также возложена на железнодорожников. Современный комплекс с пропускной способностью 1000 пассажиров в час планируется сдать в эксплуатацию в 2021 году.

Мирзиеёв посетил парк "Навруз"

Силами отрасли созданы широкие возможности для развития культурного досуга тружеников отрасли. Начиная от дворцов культуры железнодорожников расположенных в регионах нашей страны, со множеством кружков и занимательными занятиями до парков отдыха и развлечений, таких как столичный «Анхор-Локомотив» и «Навруз».

Международное сотрудничество

За годы Независимости Узбекистана железные дороги Узбекистана сумели доказать и продемонстрировать мировому сообществу свой потенциал, смогли сохранить за собой статус безопасного вида перевозок пассажиров и грузов, гордо поддерживают звание надёжного партнёра. Оснащённость современными техническими средствами, географическое расположение – все эти факторы делают узбекские железные дороги важнейшим связующим звеном в международном сообщении. 

Происходящие в современном мире политические и экономические изменения диктуют необходимость разработки и освоения новых эффективных маршрутов, связывающих крупнейшие международные рынки. Они имеют стратегическое значение в обеспечении транспортных связей Китая, Японии со странами СНГ и Европой. Именно Узбекистану принадлежит особое место в возрождении исторического Шелкового пути.  

Расширяя контакты в международном сотрудничестве АО «Узбекистон темир йуллари» наладило эффективное сотрудничество с коллегами из других государств и международных организаций Совета по железнодорожному транспорту государств–участников СНГ. Начиная с 1993 года общество, является членом ОСЖД. Кроме того, АО «Узбекистон темир йуллари» участвует в деятельности ряда международных организаций, комиссий, программ. Деловыми партнерами АО «Узбекистон темир йуллари» в финансовых вопросах являются ведущие представители международных финансовых институтов.

Информационно-аналитический медиа центр


“O‘zbekiston temir yo‘llari” AJ rasmiy saytining materiallaridan foydalanish, shu jumladan republikasiya qilish, faqat belgilangan shartlarni bajargan holatdagina foydalanish mumkin.

BELGILANGAN SHARTLARNI BAJARILMASLIK O‘ZBEKISTON RESPUBLIKASI QONUNCHILIGINING BUZILISHI HISOBLANADI

  • версия для печати